Copyright © 2006-2008 Robert Hosken
В предыдущей части мы увидели, что фарисеи и даже сами ученики не могли выйти за пределы своих старых парадигм мышления. В сознании обычного еврея не укладывалось представление о том, что "Я ЕСМЬ!", Яхве, может ограничить себя пределами человеческого тела и, сверх того, умереть, добровольно сложить свою жизнь в той кровавой, позорной форме, какую Он избрал: казнь посредством распятия на римском кресте. А koinonia означает, что мы призваны приобщиться Его страданиям ради того, чтобы пережить силу Его воскресения в своей жизни.
Словари еврейского и греческого языков Стронга дают следующее определение koinonia: "участие, то есть (буквально) соучастие, или (социологический термин) связи, или (об имуществе) благотворительность: - сообщать, община, вклад, распределение, общение".1 Таким образом, мы видим, что греческое слово обладает очень широким диапазоном значений. В данной работе при исследовании широкого диапазона значений слова, а также слов, относящихся к данному слову и часто встречающихся в его контексте, мы будем использовать понятие "семантического поля".
В biblia01/nz09/1Ioann01.htm#3">1 Ин. 1:3, 6-7 мы знакомимся с центральной темой послания апостола Иоанна: koinonia. Четырежды в трех стихах он использует это слово в поэтической хиазме, придавая этим стихам форму греческой буквы Chi (Х):
"о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Его Сыном, Иисусом Христом. ...Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Его Сына, очищает нас от всякого греха".
Эти стихи тщательно продуманы как хиазма, с целью привлечь внимание греко-говорящей аудитории:
Слева: “общение с нами,” Справа: “общение с Отцом и Его Сыном,”
Слева: “общение с Ним,” Справа: “имеем общение друг с другом.”
Таким образом, линия общения людей идет сверху вниз слева направо, а линия общения с Богом идет сверху вниз справа налево.
Часто люди задают вопрос - "Что такое значение жизни? Имеет ли жизнь вообще какое-либо значение?" Св. Иоанн открывает эту главу ответом на этот вечный вопрос, сделав смелое заявление, что он и другие апостолы действительно видели и слышали "Значение (логику, слово) жизни" и осязали своими руками Бога во плоти, Жизнь, logos греческой философии! В первых пяти стихах он делает предложение, а затем в следующих пяти стихах излагает условия: каждый из этих стихов начинается с "если" - условие. Он утверждает: "Вы можете пережить это вместе с нами и вот каким образом: ходите во свете и исповедуйте свои грехи". Koinonia означает, что мы можем испытывать значение жизни и стать сопричастниками этой божественной жизни, что повлечет за собой близкое общение друг с другом. Иоанн ставит два положительных условия:
1) Если мы ходим во свете, то имеем общение друг с другом и прощение грехов (ст.7).
2) Если мы исповедуем свои грехи, Он прощает нас и очищает от всякой неправды (ст.9).
Но при этом Иоанн предупреждает о трех ловушках отрицательного характера, которые могут подстерегать нас на пути к общению:
1) Если мы ходим во тьме, говоря, что имеем общение, мы лжем (ст.6).
2) Если мы говорим, что не имеем греха, то просто обманываем самих себя (ст.8).
3) Если мы говорим, что не согрешили, то тем самым называем Бога лжецом (ст.10).
Так что koinonia довольно легко разрушить посредством лжи, притворства в отношении святости и праведности своей жизни или подсознательных попыток объяснить свое неверное поведение (обмана самих себя), что таким образом выносит обвинение Богу в неистинности, неверности и неправедности. Если Бог говорит: "потому что все согрешили и лишены славы Божьей" (Рим.3:23), а мы говорим: "Только не я! Я в порядке, ты в порядке, все в порядке", тем самым мы прямо или косвенно обвиняем Бога, утверждая, что Его слово ложно. Нам следует держаться подальше от таких ловушек.
Обратите внимание на контраст между светом и тьмой. Новый Завет немало говорит о том, что Иисус вставал рано утром для молитвы, что мы являемся детьми света и тому подобное. Христиане часто чувствуют себя обязанными вставать рано утром на молитву, но почему-то у них это просто не получается. Весь фокус заключается в том, чтобы завести свой будильник на 6 часов утра и не только хлопнуть по кнопке звонка - встать после этого. Если вечером вы чувствуете усталость, ложитесь спать. Но отправной точкой должно служить решение всегда вставать рано утром по расписанию.
Как нам еще предстоит увидеть, Св. Иоанну многое нужно сказать в своем первом послании о разных гранях служения, но здесь он закладывает в основание служения koinonia, общение с Богом и друг с другом, возможное только в том случае, если кровь Иисуса Христа очищает нас от всех наших грехов (ст.9). А для того, чтобы это произошло, мы должны исповедать свои грехи и перестать обманывать себя убежденностью в своей безгрешности или обвинять Бога, подобно Адаму, сказавшему: "женщина, которую Ты дал мне, сделала это" или Еве, сказавшей: "змей, которого Ты сотворил, заставил меня сделать это".
Теперь давайте исследуем koinonia с точки зрения других апостолов: Св.Павел пишет в 1 Кор.1:9: "Верен Бог, Которым вы призваны в общение (koinonia) Его Сына Иисуса Христа, нашего Господа". Что это за koinonia Иисуса Христа, о котором пишет Павел? Мы находим ответ в 1 Кор.10:16 - "Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение (koinonia) Крови Христа? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение (koinonia) Тела Христа?". В английском переводе Короля Иакова и нескольких других более ранних переводах Библии греческое слово koinonia переводится в этом стихе как "причастие". А во 2 Петра 1:4 Св.Петр утверждает: "которыми дарованы нам великие и драгоценные обещания, чтобы вы через них сделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью", используя слово koinonos для описания этого действия приобщения, или причастия. Из этих текстов становится очевидным, что апостолы верили, что во время обряда причастия они действительно принимают тело и кровь Христа, неким мистическим, выходящим за пределы человеческой способности понять и объяснить образом. Но подобно тому, как Петр оставлял свои предупреждения в Деяниях 5, Павел в 1 Кор.11:29-30 пишет об опасности злоупотребления такого koinonia: "Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает". Усматривают ли современные евангельские христиане в причастии тело Господа?
Из всего этого мы делаем вывод, что в основе своей koinonia является духовным феноменом, который необходимо хранить и поддерживать, будучи честными с Богом, честными друг с другом и бескомпромиссно честными с самими собой. Мы так легко обманываем себя, объясняем и оправдываем свое поведение! В следующих отрывках мы увидим практическое действие koinonia и то, как некоторые из первых христиан пытались обмануть себя и других, что, в конечном итоге, привело к кризису в общении и потребовало крайних мер для того, чтобы ситуация разрешилась, а церковь могла продолжать свой стремительный рост. То же самое необходимо сегодня.
В Деяниях 2:42-47 мы читаем о том, как в день Пятидесятницы более 3000 человек обратились к Богу и:
"И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прибавлял спасаемых к Церкви."
Многие христианские писатели, в том числе и Рик Уоррен в своей книге Целеустремленная церковь, указывали на пять элементов из этого отрывка - общение, ученичество, поклонение, служение и благовестие - как на имеющие решающее значение для здоровой растущей церкви: "В Деяниях 2:42-47 эти пять аспектов роста приводятся в описании жизни первой церкви в Иерусалиме. Первые христиане общались, назидали друг друга, поклонялись Богу, несли служение и благовествовали людям. И в результате, как написано в 47 стихе, 'Господь же ежедневно прибавлял спасаемых к Церкви'".2
Это очень верно, поскольку дело касается следующего: "целеустремленные" книги Уоррена замечательны для тех, кто интересуется христианством, и новообращенных верующих и ведут к "превращению членов церкви в служителей", что является заключительным этапом в книге Целеустремленной церкви. Но, как я попытаюсь вам показать дальше, это всего лишь начало. Приведенный выше библейский отрывок всего лишь один из текстов Нового Завета, в котором заключено гораздо больше учения и гораздо больше примеров относительно того, что является истинной целью и двигающей силой церкви: служения. Существует, по меньшей мере, двадцать различных аспектов служения, каждый из которых вносит свой вклад в созидание тела Христова, церкви. Так что сначала мы исследуем вышеназванные пять аспектов, а затем рассмотрим и остальные аспекты, связанные с новозаветным служением.
Но прежде чем продолжить, я должен отметить в Деяниях 2:42-47 два момента, которые зачастую упускаются из виду. Почему? Потому что они проходят через наши культурные фильтры и просто совершенно не вписываются в наши западные, индивидуалистические, материалистические парадигмы мышления. Прежде всего, в этом отрывке слово koinonia и его однокоренное слово используются дважды: "апостольское учение и общение" относящееся к koinonia мы видели в 1 Иоанна 1. Но не менее важно второе значение, в котором используется это слово. "Все верующие были вместе и имели все общее". Здесь автор, Лука, использует слово koinos, чтобы намеренно сделать акцент на понятии общения в его осязаемом, материальном измерении. Верующим следует делиться своими материальными благами. Деяния 4:32-35 также использует слово koinos для указания на то, что "все у них было общее". А Лука, автор, тут же обращает внимание: "Апостолы же с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Мессии; и великая благодать была на всех их".
У консервативного антикоммунистического менталитета западного евангельского христианина это вызывает шок. Что, отдать свое имущество? Никогда! Это не по-библейски, или, по крайней мере, не по-американски! Но если мы тщательно исследуем этот отрывок и другие, связанные с ним, то обнаружим, что между новозаветным koinos и коммунизмом двадцатого века существует огромная разница. В книге Деяний koinos было добровольным, постепенным, и владельцы имущества сохраняли за собой право им распоряжаться. Но при коммунизме этот процесс имел форму принудительной конфискации, срочной и полной, и государство контролировало все средства производства. Это доходило до абсурда: мой первый репетитор удмуртского языка в России рассказала мне о том, что ее отца считали кулаком только потому, что у него была корова! Поэтому большевики конфисковали не только корову, но и дом, и мебель, и все остальное, оставив им только одежду, которая была на них в тот момент. Только больной бабушке позволили оставить одно одеяло. Когда слышишь такие истории, кажется неудивительным то, что коммунизм вызывает у нас такую реакцию!
Но Рик Уоррен в своей книге Целеустремленная жизнь пишет -
"Первая работа, которую Бог поручил человеку, заключалась в том, чтобы распоряжаться и заботиться о Божьем "имуществе" на земле. И эта роль человека никогда не была отменена. В ней и сегодня частично заключена наша цель. Все, чем мы наслаждаемся, должно восприниматься как переданная нам Богом по доверенности собственность… Наша культура гласит: "Если ты этим не владеешь, ты не станешь об этом заботиться". Но христиане живут в соответствии с более высоким стандартом: "Поскольку этим владеет Бог, я должен позаботиться об этом наилучшим образом".3
Переехав жить в Россию более 15 лет назад, еще до распада Советского Союза, мы с женой лично стали свидетелями социальной катастрофы коммунистической системы. "Все вокруг колхозное, все вокруг мое" - бытовала в советские времена ироничная поговорка, подразумевавшая, что никто ни за что не отвечает. Общие территории, такие как дворы, лестничные площадки, лифты и подъезды почти всегда были завалены мусором, испорченные, грязные и запущенные. Если на лестничной площадке перегорала лампочка и мы заменяли ее на новую, через день - два ее кто-нибудь крал. Рабочие фабрик и заводов систематически воровали продукцию, а иногда даже и оборудование, а алкоголики отрезали телефонные линии и электропроводку и продавали медь, чтобы купить себе водки.
Чтобы увидеть контраст, внимательно изучите библейский принцип управления в biblia01/nz03/Luka12.htm#22">Лук.12:22, biblia01/nz14/1Korin04.htm#2">1 Кор. 4:2, и biblia01/nz24/Titu01.htm#7">Титу 1:7; а также образ верного раба в biblia01/nz01/Matfei24.htm#45">Мат. 24:45, biblia01/nz17/Efesia06.htm#21">Эфес. 6:21, biblia01/nz19/Koloss01.htm#7">Кол. 1:7 и biblia01/nz19/Koloss04.htm#7">4:7. Бог доверяет заботу о материальных богатствах отдельным людям, а не обществу в целом. А в притче о талантах в biblia01/nz01/Matfei25.htm#21">Мат. 25:21-23 Господь обещает Своим слугам щедрую награду, если они смогут мудро распорядиться доверенными им талантами. Материальное благополучие - это земной плод праведной жизни, а управитель является тем, кто принимает решения ради пользы его господину, а не просто ради собственного удовольствия. Подобной властью обладает человек, выступающий поверенным другого человека, пока тот отсутствует: первый имеет право принимать любые решения, которые сочтет необходимыми, но только в том случае, если они выгодны последнему. Поэтому культура управления наиболее ответственна за материальные ресурсы, гораздо больше, чем культура социализма и даже больше, чем эгоцентричная потребительская культура капитализма.
В своей книге Секс, экономика, свобода и общество Уэнделл Берри обращает внимание на то, что Библия учит некоторым принципам управления на земле -
"Мы обнаружим, что люди не владеют миром, ни даже его отдельной частью…Несомненно, существует наш человеческий закон, понятие "права собственности на землю". Но это, я полагаю, не более чем способ защитить общую собственность людей и территории, без которых было бы невозможным создание постоянных и безопасных населенных пунктов. Это право личной собственности существует в пределах смертности и естественной ограниченности человеческого внимания и ответственности; этим правом очень легко злоупотреблять для оправдания больших накоплений "недвижимости", возможно, именно по этой причине такие крупные накопления запрещены в двадцать пятой главе книги Левитов. Выражаясь библейскими терминами, "землевладелец" является гостем и управляющим Бога".4
Второй упускаемый из виду момент в Деяниях 2:42-47, на который я хочу обратить внимание, затрагивается в книге Рика Уоррена "Целеустремленная церковь" в другом контексте, под заголовком "Церкви, зацикленные на зданиях". Он пишет -
"Уинстон Черчилль как-то сказал: "Мы придаем форму своим зданиям, а затем они формируют нас". Слишком часто община настолько озабочена тем, чтобы иметь хорошее здание, что члены церкви тратят на него больше, чем могут себе позволить. Расходы на покупку и содержание здания становятся самой большой статьей бюджета. Фонды, необходимые для организации служений, приходится переводить на выплату кредитов, а реальное служение церкви страдает. В конце концов, хвост начинает вилять собакой".5
Факт в том, что в Деяниях 2:42-47 иерусалимская церковь впервые встретилась в огромном здании с оборудованными столовыми и жилыми комнатами. Этот факт абсолютно упускается из виду во всех комментариях, которые я прочел. Несмотря на то, что Уоррен цитирует Черчилля с целью преуменьшить значимость зданий, совершенно очевидно, что ранняя церковь собиралась и поклонялась Богу в иерусалимском храме, который представлял собой многофункциональную структуру, включавшую в себя обеденные комнаты, а также комнаты, где жили священники и даже пророчица Анна. Нам нужно всего лишь подробно изучить описание храма в biblia01/vz13/1Paral28.htm#11">1 Пар. 28:11-12 и biblia01/vz26/Iezeki41.htm#6">Иез. 41:6-7, и мы узнаем, что представляли собой такие дополнительные помещения, окружавшие дворы храма. Многофункциональное здание для служения, если оно должным образом спроектировано, может "сформировать нас", как сказал Черчилль, но в положительном смысле, что укрепит служение тела Христова и в то же время значительно сократит бюджет на содержание здание, высвободив, таким образом, фонды для миссии и служения.
Эта модель многофункциональных зданий переносится и дальше в деятельность ранней церкви: нередко врачи-священнослужители наряду с получением своего основного духовного образования изучали медицину. Эти врачи-священники служили при храме и писали учебники по медицине. В результате такого вида образования были основаны монастырские гостиницы-хосписы. Наиболее известной среди таких первых гостиниц была Басилиас, основанная Св. Василием в Кесарии в Каппадокии. Св. Иоанн Златоуст основал несколько таких гостиниц в Константинополе. Обычно такие гостиницы-хосписы представляли собой дом, где жили престарелые, инвалиды, больные заразными и острыми заболеваниями, а также путешественники. Зачастую в группу зданий входила церковь или собор, куда люди приходили за исцелением и покоем.6
Но нам следует помнить и о потенциальных опасностях koinonia: biblia01/nz05/Deania05.htm#1">Деяния 5:1-15 повествует нам об Анании и Сапфире, продавших землю и сделавших вид, что все вырученные деньги они отдают церкви. Очень важно отметить слова Петра: "Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажей не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в твоём сердце? Ты солгал не людям, а Богу" (ст.4). Он никоим образом не отрицал и не оспаривал их права на владение частной собственностью. Но в то же время он обвинил их во лжи перед Богом и в искушении Святого Духа. Нарушение правил koinonia может повлечь за собой скорый суд.
Во время нашего первого периода служения в зарубежной миссии, мы с женой и с нашей командой жили в Австрии. У нас уже был сын Роб, который родился в Канаде, и затем, пока мы жили в Австрии, у нас родилась дочь Таня. Мы делили кухню, столовую, ванную и туалет с другими членами своей команды. Одно из правил команды заключалось в том, чтобы уборка этих общих помещений совершалась по очереди. Но однажды несколько членов команды очень сильно заболели, и, в конце концов, им поставили диагноз: гепатит. Как выяснилось, одна молодая мама, жена другого члена команды постирала подгузник своего ребенка прямо в общей раковине! То, что, по ее мысли, было всего лишь мелким отклонением от правил, могло стать фатальным для других людей в команде. Во Втор. 29:18-19 Библия предупреждает -
"Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или племени, которых сердце уклонилось бы теперь от Господа, нашего Бога, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слова этого проклятия, похвалялся бы в своём сердце, говоря: "я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу моего сердца"; и пропадёт таким образом пьяный с трезвым".
Немного беспечности, немного жадности, немного идолопоклонства, немного пьянства - и приходит разрушение, физическое или духовное, не только в жизнь грешника, но и в жизнь оказавшегося рядом невинного человека.
В каком плане koinonia является аспектом служения? Во 2 Кор. 8:4 Павел пишет: "они весьма убедительно просили нас принять их дар и участие в служении святым". Здесь Павел пишет о коринфянах, приславших дар любви иерусалимской церкви, переживавшей материальные трудности, и утверждает, что участие (koinonia) является формой служения (diakonia) другим верующим, и в стихах 19-20 Павел снова использует глагол diakoneo для описания этого действия koinonia. Еще раз он подчеркивает это понятие в 9:13 - "ибо, видя опыт этого служения (diakonia), они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христа и за искреннее общение с ними и со всеми". Таким образом, материальное пожертвование, которое в 8:4 он определяет как koinonia, является "опытом" или проверкой на истинное diakonia. А в 13:13 Павел завершает послание благословением Святой Троицы: "Благодать нашего Господа Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение (koinonia) Святого Духа со всеми вами. Аминь". Таким образом, он связывает koinonia Святого Духа с пожертвованием чьего-либо материального богатства, ссылаясь на духовную основу материального действия koinonia.
В Эфес. 3:7 и 9 Павел снова связывает diakonia с koinonia - "которого служителем (diakonos) сделался я по дару благодати Божьей, данной мне действием Его силы. ... и открыть всем, в чём состоит распределение (koinonia) тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем всё Иисусом Христом". Так Павел понимает, что его роль слуги или служителя (diakonos) заключается в том, чтобы делиться (koinonia) тайной, Божественным планом, до некоторых пор скрываемым, а ныне явленным в распространении Благой Вести Божьей благодати среди язычников. Св. Павел пишет филиппийцам, рассказывая, как он молится "за ваше участие (koinonia) в благовествовании от первого дня даже до сих пор" (Флп. 1:5). А вскоре после этого он пишет следующее: "Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какое ободрение от любви, если есть какое общение (koinonia) Духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны" (Флп. 2:1-2). В этих двух отрывках Павел снова связывает между собой материальные и духовные аспекты koinonia. Но, вероятно, самый трудный для восприятия аспект приводится в Флп. 3:10 - "чтобы познать Его, и силу Его воскресения, и участие (koinonia) в Его страданиях, сообразуясь Его смерти". Угроза неминуемой казни в Риме сделала для Павла очень реальной koinonia - приобщение к страданиям Христа.
Последняя цитата Павла по поводу этого аспекта служения приводится в Флм. 1:6, когда он описывает свою молитву за Филимона - "чтобы общение (koinonia) твоей веры оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе". В Библии Короля Иакова здесь используется слово "передача", что указывает на то, что Павел молится, чтобы Филимон эффективно передавал свою веру посредством добрых дел (agathos) и применения своего познания Иисуса Христа в практическом служении. Общение святых - это очень практическое, земное явление, такое же как единство всех верующих во все времена и в вечности (biblia01/nz03/Luka20.htm#38">Лук. 20:38).
Неизвестный автор послания к Евреям, возможно Павел или Варнава, пишет: "Не забывайте также благотворения и общения (koinonia), ибо такие жертвы благоугодны Богу" (13:16). Автор пишет об этом в контексте отождествления со страданиями Христа: "то и Иисус, чтобы освятить людей Своей Кровью, пострадал вне ворот. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание" (стихи 12-13). Итак, мы еще раз видим связь между материальным аспектом общения (koinonia) и духовным аспектом приобщения к страданиям Христа. В своей замечательной книге Ученичество Дж. Генрих Арнольд дает несколько очень трезвых советов относительно общины -
"Если мы хотим жить в церковной общине, мы должны делать этого только ради Бога. В противном случае, даже имея самые наилучшие намерения, мы уподобимся паразитам на внутренней жизни церкви. Даже если мы работаем большее количество часов, чем другие, даже если мы зарабатываем больше, чем другие, наши старания лягут тяжким грузом на плечи общины. Наши двери открыты для всех людей, но мы, в свою очередь, ожидаем, что каждый, кто захочет остаться, согласится на полноценное ученичество. Иначе наша община развалится".7
Мы с женой однажды посетили одну из общин "Брудерхоф", основанных и поддерживаемых последователями Арнольда. Там они производят все виды оборудования для реабилитации инвалидов, детей и взрослых. Увиденная нами животворящая община представляла собой мощную движущую силу христианского служения, свидетельства и благовестия миру.
Жан Ванье является основателем известных по всему миру общин L'Arche ("Ковчег") для умственно ограниченных людей и тех, кто за ними ухаживает. Его книга Община и рост вдохновила нас с женой начать то служение, которое мы несем сейчас, а позднее, когда несколько лет назад он приезжал в Москву с серией своих лекций, мне выдалась честь встретиться с ним лично. Он пишет - "Не существует идеальной общины. Община состоит из людей со всем их богатством, но в то же время и со всеми их слабостями и нищетой, из людей, принимающих и прощающих друг друга, и уязвимых друг перед другом. Смирение и доверие являются более крепким основанием общины, нежели совершенство".8 Мы сторонимся общины, поскольку боимся позволить людям увидеть, что мы далеко не идеальны, и стать уязвимыми, но при этом мы остаемся наедине со своим собственным одиночеством. Для того чтобы пережить, что значит община-koinonia, нам нужно признать свои слабости, и принять слабости других людей. Это требует того, чтобы умереть для "махрового индивидуализма" своего "я", которое твердит: "Я самодостаточен, ты мне не нужен". Далее мы узнаем больше об этом призыве к полноценному ученичеству. Готовьтесь взять свой крест, отвергнуть себя и последовать за Христом!
Сноски:
1. Meyers, Rick, developer, e-Sword - the Sword of the LORD with an electronic edge, Strong's Hebrew and Greek Dictionaries (www.e-sword.net, 2004).
2. Warren, Rick, The Purpose Driven Church (Grand Rapids, Michigan, Zondervan Publishing House, 1995), 49.
3. Warren, Rick, The Purpose Driven life (Grand Rapids, Michigan, Zondervan Publishing House, 2002), 57.
4. Berry, Wendell, Sex, Economy, Freedom & Community (New York, Pantheon Books, 1993),
96-97.
5. Warren, Rick, The Purpose Driven Church, op. cit., 78-79.
6. Hosken, Cheryl, “Lecture # 003: Historical and Christian Perspectives of Disability,”
Practical Ministries, (www.agape-biblia.org/index04.htm).
7. Arnold, J. Heinrich, Discipleship (Farmington, Pennsylvania, Plough Publishing House, 1994), 104-105.
8. Vanier, Jean, Community and Growth (New York, Paulist Press, 1989), 47.